КРАВЧУК

ЛЕОНИД ВЛАДИМИРОВИЧ

член-корреспондент
Российской академии наук,

главный научный сотрудник

Института ядерных исследований РАН

РАН
ИЯИ РАН
 биография    научные труды   в формате ??? ??? Kб интервью   информация для контактов 
   

При использовании материалов ссылка на www.inr.ru обязательна.
Газета научного сообщества "Поиск" № 40 2009 г.
Тупик в конце тоннеля?
Есть реальный шанс сдвинуть с мертвой точки завязшую в дискуссиях проблему инновационной экономики

Необходимость развития инновационной экономики, основанной на знаниях, уже довольно долго декларируется в нашей стране с глубоким профессиональным обоснованием политиками, бизнесменами, учеными. К сожалению, видимый результат не только отсутствует, но и создается устойчивое впечатление тупика, поскольку нет ответа на один из извечных русских вопросов: “Что делать?”. Безусловно, наивно полагать, что на него можно найти однозначный и простой ответ, но уже нет и времени для дальнейшего “полного и всестороннего” обсуждения - надо действовать незамедлительно.

Стратегически задача сводится к аббревиатуре НТП: в реальном секторе экономики это воссоздание комплекса Наука - Технология - Производство, в идеологии - содействие Научно-Техническому Прогрессу, в обществе - осознание необходимости сохранения и приумножения Научно-Технического Потенциала. Пути решения триединой задачи достаточно очевидны: финансовые и людские ресурсы, внятное управление процессом - от государства в начале цепочки до руководителя предприятия в конце, реальная заинтересованность бизнеса, престиж и стремление молодежи к участию в процессе НТП.

Что бы ни говорилось, чуда не произойдет: без существенного вливания средств в научно-технологический сектор не обойтись, причем объем средств на науку должен быть увеличен примерно вдвое в ближайший год и еще вдвое к 2015 году. Организационное решение тоже не оригинально: необходимо поднять статус РАН, поручив ей ответственность (персонально руководству академии и руководителям ее учреждений, институтов) как за фундаментальные исследования, так и за прикладные, вплоть до создания совместно с министерствами и ведомствами отраслевых институтов. Координирующий орган в стране тоже имеется - Федеральное агентство по науке и инновациям Роснауки. Через Роснауку должно осуществляться взаимодействие РАН с вузами, министерствами, госкорпорациями и крупным бизнесом для распределения работ и ответственности по важнейшим направлениям науки, по крайней мере, тем, которые были определены приоритетными последние годы.

Министерство образования и науки должно остаться Министерством образования, сосредоточившись на этом крайне важном и чувствительном для страны направлении, имеющем множество проблем и без которого НТП невозможен.

РАН продолжит вести фундаментальные исследования по принятым планам, достаточно хорошо и полно прописанным в документе “Программа фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 2008-2012 гг.”. Существенное увеличение финансирования, персональная ответственность за создание конструкторских бюро и технологических институтов, малых и средних инновационных предприятий вытянут поставленную задачу и неизбежно реформируют саму Российскую академию наук. РАН будет занята решением серьезной проблемы государственной важности и не сможет распыляться на, в общем-то, мелкие вопросы типа выборов. Кстати, академическому сообществу научных сотрудников РАН давно понятно, что задача выборов в члены академии первого среди равных, иногда одного из нескольких десятков достойнейших ученых корректного решения не имеет, в результате чего тратится масса усилий, времени и здоровья, которые и хотелось бы направить на решение действительно важнейшей, необходимой и понятной обществу задачи НТП. Реформа РАН, да и высшей школы, нужна сегодня в плане достойного пенсионного обеспечения научных сотрудников с обязательной доплатой к пенсии или сохранением надбавки за ученую степень кандидата и доктора наук или за звание члена академии. Это позволило бы частично решить проблему кадрового омоложения научной сферы.

Здесь мы подошли к острейшей проблеме - вовлечение молодежи в процесс НТП. Решение опять всем хорошо понятно: жилье для молодых специалистов и ученых - служебное с правом передачи в собственность через 10 лет добросовестной работы, льготные ипотечные кредиты для работающих в науке и т.п. Кроме того, безусловно, повышение престижа и материальной заинтересованности молодого научного сотрудника и инженера в количестве публикаций, патентов, ноу-хау и др., в защите диссертации, карьерном росте, получении достойной пенсии при работе в системе НТП.

Страсти по имуществу и особенно по территориям учреждений РАН также можно успокоить, предоставив институтам право выходить в единый территориальный орган по РАН (надеюсь, он будет восстановлен) с предложениями использования земельных участков для строительства инновационных предприятий комплекса НТП и служебного жилья для молодых специалистов и ученых. Решение должно приниматься максимально открыто с привлечением научной общественности институтов и представителей муниципалитетов по месту нахождения обсуждаемых земельных участков.

Серьезная работа по созданию работоспособных инновационных алгоритмов доведения до конечного результата - выпуска наукоемкого продукта - невозможна без реальной заинтересованности бизнеса. Рецепты здесь тоже известны: налоговые льготы, вычеты и др., но с давлением со стороны государства с одной стороны и созданием действительно благоприятных условий финансирования НИОКР бизнесом с другой.

Завершая конспективное, не претендующее на всеохватность и полноту предложение по решению сложнейшей проблемы НТП в нашей стране да еще с желанием максимально сохранить все позитивное, имеющееся в этой сфере, хочется подчеркнуть, что настало время действовать, причем по всему спектру вопросов, и не постепенно, а сразу. Мы стоим на пороге необратимых последствий, к которым пришли за годы недофинансирования науки, снижения ее роли и авторитета в обществе, разрушения комплекса НТП. Сейчас время проявить политическую волю и отойти от опасной черты. Эта заметка - не желание продолжения дискуссии на тему инновационного развития экономики, а призыв к немедленному действию. Здесь как раз та ситуация, что лучше исправляться в случае необходимости на ходу (хуже не будет), чем постепенно подводить базу под то, что в скором времени уже невозможно будет создать.

Леонид КРАВЧУК, доктор технических наук, заместитель директора ИЯИ РАН, профессор МФТИ


информация для контактов:

e-mail kravchuk@inr.ru, kravchuk@inr.ac.ru

тел. 8(495)850-42-74



WWW.INR.RU 2010© webmasters